Есть у меня странное хобби -- серфинг по Википедии.
"Ктулху! В танк!" были в моде около десяти лет назад, полез смотреть фильм "Зов Ктулху". Произведение отличилось стилизацией под немое кино 20-х и весьма аутентичЪно переданой атмосферой ужоснаха.
При ознакомлении со статьёй о Лавкрафте вышел на его друга -- Роберта Говарда и его знаменитую серию рассказово Конане.
Занудное вступление № 2
Отношение к жанру фантастики\фэнтези всегда было настороженно отстранённым:
" -- зелёная тоска от безжизненности выдуманного мира. Наверное поэтому весьма плотно прошёлся по истории человечества, постоянно показывавшей всё новые и новые приключения, которых не встречал у авторов выдуманных миров. Лишь недавно попытался ностальгически приобщиться к официально прикрытой вселенной Warhammer Fantasy"
Схожее мнение высказал недавно товарищ borianm: https://borianm.livejournal.com/1030591.html
Окончание вступления
Ранее интереса к теме Конана и фентезятины не проявлял. Но как-то подвернулась возможность поинтересоваться у знающих людей о рекомендации для ознакомлении с вселенной Конана. Посоветовали начать рассказа "Люди чёрного круга":
Трудно назвать, поскольку конина разных периодов творчества Говарда - очень и очень разная. Составить по одному рассказу представление обо всех - сложновато.
Но однозначно читать именно говардовские книги. Никаких продолжателей.
Пожалуй, "Люди чёрного круга" подойдут больше других. Они включают достоинства разных периодов конины, такой более-менее собирательный образ.
В рамках очередного приступа библиофильства, заказал на Озоне рассказ "Люди чёрного круга", находящийся в одном букинистическом издании 1990 года.
Начал читать. За первые десять страниц овер9000 раз приходили ассоциации с картами ранних выпусков МТГ. Наверное, авторы раннего MtG вдохновлялись творчеством Говарда
https://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1004942799.jpg
Ессно, тут же и состоялся мой дебют в этой теме.
Из прежнего соприкосновения вспоминается единственный случай -- на 2-м курсе, во время совместного несения службы в наряде по ДК, однокурсник читал какую-то из книжек по вселенной Конана, а я в тоже самое время изучал военную историю по первому тому Харперской энциклопедии военной истории за авторством Р. Э. Дюпюи и Т. Н. Дюпюи и смотрел на это ваше унылое фэнтези
Широко известный общественности образ вселенной почерпнут из кадров фильмов со Шварцем и клипов типа Gloves of metal от Manowar.
Тем не менее, знатоки сообщают, что к подлинному образу Конана (из каноничЪной литературы) это имеет весьма отдалённое отношение.
На КДПВ можем видеть такие атрибуты вселенной Конана, как
Немного занудства по терминологии.
В почитанных полутора рассказах, в качестве оружия Конана упоминается нож.
У обычного человека при слове нож возникают ассоциации с хозбытом или на крайняк, с охотничьи ножом. В любом случае – с короткоклинковым объектом. Есть фехтование на ножах, хотя это правильно именовать ножевой бой, а не фехтование. Противники, спарринг-партнёры Конана, используют, вроде бы, не ножи, что-то более серьёзное. И нам остаётся только уповать на милость Крома, дарующего Конану умение со сраным ножичком противостоять более серьёзному оружию…
Так думалось до недавнего времени, пока при просмотре ролика о крестовых походах не услышал повествование на схожую тему. Там Клим Жуков, примерно с 1:40 сетовал на крайнее скудное описание вооружения в документах обсуждаемой эпохи. Два примера: аутентичЪное наименование шпаги как ножа и упоминание об использовании ножа в русском переводе при использовании слова "фальшион" (тесак) -- в подлиннике!
Надо бы посмотреть тексты Конана на английском…
Так же, в ходе приобщения ко вселенной Конана, на ум приходят яркие ассоциации образа Конана из рассказов, а также образа Конана из фильмов со Шварцем 80-х, с образами хаоситов из Вахи ФБ, стартовавшей в начале 80-х и творчества группы Manowar, так же стартовавшей в начале 80-х.
Приобщившись немного к творчеству Говарда (как известно, творившего в 20-30-х, ХХ века), к кинематографу Голливуда с конца 30-х до окончания 40-х, ощутил нечто общее в той культуре, ныне забытой и по мнению автора "Смерти Запада" -- прошедшей незамеченной, по сравнению с последовавшими фонтанирующими 50-60-ми. Тем не менее, соглашусь с мнением, что творчество Говарда и Лавкрафта оказало огромное влияние на западную культуру второй половины ХХ века, способствовав формированию жанра "мир
Чтение рассказов о приключениях Конана дало пищу к давним размышлениям и наблюдениям на тему соотношения "солдат-воин-боец":
Воинов надо уламывать@вдохновлять. Они сильны порывом/натиском/непостоянностью. Воин живёт перманентной войной. Это типичный житель неспокойного пограничья, фронтира: византийский акрит, японский самурай, казак, ковбой. С замирением фронтира и т.п. условий жизни в постоянной готовности к бою и смерти, деградирует и воин.
Солдатам достаточно отдать приказ. Они сильны системой/дисциплиной/методичностью. Солдат живёт службой.
Понятие "боец" больше относится к черте характера и может быть присуще обоим.
Исходя из этого, кто такой Конан? На первый взгляд -- типичный воин. Но анонсы рассказов и общее описание персонажа говорят, что не всё так однозначно.
Продолжаем неспешное приобщение ко вселенной Конана.