Landrover110 (landrover110) wrote,
Landrover110
landrover110

Categories:

Социологическая книга "Смерть экспертизы"

В июле 2020 года стартовал показавшуюся интересной своим названием и темой книгу "Смерть экспертизы" за авторством американского профессора Тома Николса.



Отлично читается утром, после завтрака и перед выходом на работу. Как раз хватает времени осилить одну часть из главы.
Местами мотивирует и вдохновляет. Много знакомых фактов, схожих мыслей и наблюдений.

Так, например, по своему опыту могу сказать что профессионал, эксперт наносит свой "удар" издалека -- даёт ответ, опираясь на глубину своих познаний, многолетний опыт и плоды давних, длительных размышлений. Вследствие этого, подвергнуть сомнениям его ответ, "разрушить конструкцию" значительно труднее, чем заявления обывателей. О практическом применении этой особенности будет сказано далее.

[МНОГО, очень многабукаф...]С самого начала и далее повсеместно в книге, американский профессор ноет о тупости сограждан. Кратко но регулярно сетует на то, что они (Соединённые Штаты) наделали со своей системой среднего образования за последние 30 лет.


К сожалению, при каптализЪме и нас не минует чаша сия.


У нас, при производстве экспертиз молодые сотрудники всё чаще и чаще прибегают к услугам коллективного разума -- вопросам в закрытых чатах в общественных сетях или системах обмена быстрыми сообщениями. Порой там могут сообщить очень полезную информацию, но чаще всего это просто потакание лени и неспособности учиться, добывать знания самостоятельно.

Далее, о приверженности конспирологическим теориям следовало бы процитировать всю страницу:
[ЦИТАТА:]

После краткого опыта приверженности конспирологическим теориям и многолетнего опыта их же массового опровержения (порой даже самостоятельного опровержения), встречать в последние годы растущее количество сограждан, истово верующих в различные конспирологические теории -- немного настораживает.

ЦИТАТА:
"Массовое нашествие юных американцев, желающих поступить в колледж, и последующая конкуренция учебных заведений за их деньги создали опыт отношения к учебе, как к ситуации "продавец-покупатель", когда студенты учатся -- помимо всего прочего -- тому, что клиент всегда прав"

В отношении т.н. платников, в 00-10-х аналогичная тема была и у нас. Но позже некоторые вузы стали держать марку и платников начали нещадно драть за косяки, не принимая никаких взяток.


ЦИТАТА:
"В возникновении этих фальшивых университетов частично виновата ненасытная потребность в дипломах, живущая в той культуре, где каждый считает, что он должен поступить в колледж. А это, в свою очередь, породило деструктивную ниспадающую кривую доверия в дипломам и ученым степеням."

Приведу свой пример.
Группа работников академии в ужасе сбежала от нового начальника и осела в т.н. "копейке" -- шараге учаге, разросшейся в своё время из ПТУ, располагавшегося около моей средней школы. Именно в этом замечательном Волгоградском институте наебизнеса мы массово получали высшее дистанционное юридическое образование в 2015-2017 годах.
На полученный с этой платной уч0бы налоговый вычет был закуплен текущий айфончик, а с охуевшим со специфичным сынишкой директора пришлось работать бок о бок последние пять лет X-[

Каково было качество полученных знаний в диковинном ещё дистанционном режиме?... Для себя сделал вывод, не сильно отличающийся от вывода по итогам обучения в первом вузе: в общем, очень многое зависит от желания самого студента получать знания, с другой стороны, педагогическое мастерство, завлекающее и вдохновляющее студента на изучение конкретного предмета -- так же имеет решающее значение. Как это делать дистанционно, особенно массово дистанционно в последние годы -- большой вопрос.

Конечно, мы шли за тем юридическим образованием совершенно не из-за "культуры, где каждый считает, что он должен поступить в колледж", а по другой причине (о той "афере века" надо будет написать отдельно), что делает этот пример не совсем корректным, но не менее "жизненным".


ЦИТАТА:
"Колледж, будучи ориентированным на клиента, обслуживает потребности подростков, вместо того чтобы помогать им выйти из подросткового возраста."

"Но чисто потребительский подход к образованию свёл процесс обучения к коммерческой операциями, когда Студентов приучают быть быть разборчивыми потребителями, а не критически мыслящими людьми."

"Я ожидаю от них [своих студентов], чтобы они научились формулировать свою точку зрения и отстаивать её спокойно и обоснованно."

Такая фигня у нас (на момент написания этих строк, в ЭКЦ-34) –- истеричные членодевки.

Интересное про выход некоторых экспертов за рамки своих специальных познаний:

ЦИТАТА:
"К сожалению, когда экспертам задают вопросы, выходящие за рамки их компетенции, лишь немногие из них способны проявить скромность, вспомнив о своей ответственности. Я тоже совершил подобную ошибку и в итоге сожалел о содеянном. С другой стороны, я спорил с людьми, которые настаивали на том, что я имею право высказаться по конкретной теме, когда я дал ясно понять, что у меня нет знаний в этой области."

В истории с бронекатером (на пресс-конференции и записях документальных фильмов), когда просили дать комментарий на смежные с экспертизой оружия темы (боевое применение оружия или причины хорошей сохранности), я или делал оговорку, что по заданным вопросам не являюсь дипломированным экспертом и могу лишь дать предположение, или вежливо отказывался давать комментарий по той же причине. «Я бы с удовольствием ответил на ваш вопрос, но он выходит за рамки моих полномочий эксперта-криминалиста и могу дать ответ как частное лицо». И это при том, что интересуюсь темой без малого двадцать лет! Ключевое здесь -- "интересуюсь", а не "занимаюсь".


В части, иронично названной «Я предсказываю!» (как окажется – самоиронично названой), весьма позабавил анекдот про британского государственного чиновника с его "И мне приятно отметить, что за 40 лет своей карьеры я ошибся лишь дважды" (см. цитату дня). Тонкота! %-))

Буквально на следующей странице аффтар расчехляет и запускает старую шарманку: мой прогноз 2000 года о Путине оказался неверным, последний стал диктатором и угрозой глобальному миру, вставшим «на путь единовластиях и международной агрессии» facepalm.jpg

Дальнейший текст показывает, что у аффтара до сих пор (спустя двадцать лет!) слегка подгорает, что Владимир Владимирович его переиграл и УНИЧТОЖИЛ XD в итоге оказался другим. Хотя, аффтар не отметил что ВВП, как минимум до Мюнхенской речи (2007 год) вёл себя прилично, как хороший лидер "молодой демократии".
Тем не менее, там же автор справедливо отмечает, что:

ЦИТАТА:
"Огромное количество людей были пессимистично настроены в отношении Путина, но в какой-то мере это не более чем рефлективная русофобия или попытка строить догадки, а обе эти вещи -- никчемные советчики в политике. Не подкрепленное данными суждение, даже когда оно оказывалось верным, зачастую бывает менее пригодным, по сравнению с обоснованной точкой зрения даже если она ошибочна: ее можно проанализировать, изучить и скорректировать."


Перед заключительной главой выводится тезис, который своими словами перескажу следующим образом: «стремитесь доверять экспертам путём сочетания здорового скептицизма и ответственного подхода к своим знаниям». Эксперты как «жрецы науки» убедительнее дают объяснения, чем строят прогнозы. А решения принимают уже политики и т.п. должностные лица.


ЦИТАТА:
"Даже если простым американцам никогда особо не нравились образованные люди или профессионалы, но до последнего времени они не пренебрегали столь активно отсутствием у них базовых знаний. Наверное, было бы слишком мягко назвать эти действия просто "нерациональными". Данный процесс - почти обратная эволюция [инволюция? - прим. LR110], уводящая прочь от проверенных знаний, назад к народной мудрости и легендам, передававшимся из уст в уста -- если не считать того, что всё это сейчас передаётся со скоростью электронов."

В чём причины недоверия экспертам? Давняя неприязнь к непонятным хитрожопым умникам типа еврейских ростовщиков, адвокатов, богословов или же это утрата уже имеющегося доверия вследствие косяков ошибок экспертов (кажущимися хроническими) или из-за деградации системы среднего образования (см. начало заметки)?


ЦИТАТА:
"Имея дело с публикой, которая даже отдалённо не представляет, как работает большинство вещей, эксперты тоже замыкаются в себе, предпочитая общаться в основном друг с другом, а не с обычными людьми"

Я бы не сказал что такое присутствует явно, но тенденцию к такому наблюдаю уже давно – лет десять. Либо, в наше время сами эксперты остаются в немалой степени «обычными людьми», даже не стремясь к уровню знаний и умений характерных для Эксперта с большой буквы. Таким образом, эти умельцы являются экспертами лишь по громко звучащей должности, но не по уровню знаний и навыков.
В этом плане интересен пример с присвоением/подтверждением/лишением квалификационных званий в системе МВД России на уровне нашего ГУ. Если раньше проскакать от 3 класса до мастера не представляло труда при умении «дабазарицца» (от ступеней отделяли только 3-х летние сроки), то теперь надо не только ждать сроки но и реально всё сдавать как положено. Так организовало работу начальство — как положено, а не как удобно ленивым жопам. Как следствие, со временем наблюдаем рост уважения к квалификационным знаниям, когда понимают, что классный специалист реально знает боевые приёмы борьбы, нормативно-правовые акты, метко и кучно стреляет и и.п., а не «дабазарился».


Далее следует забавный момент про "государство Аграба", который лучше проиллюстрировать изображениями текста.

[ПОДРОБНОСТИ]Русский перевод с примечаниям от редактора:

На всякий случай прикладываю ссылку на PDF-файл русского перевода. https://disk.yandex.ru/i/_mHIjxFpPoy8nA

Текст в подлиннике, на английском.


На всякий случай прикладываю ссылку на PDF-файл подлинника. https://disk.yandex.ru/i/haebF9PkVR467A

В мультфильме 1992 года от студии Диснея был лишь город Аграба.
[ДВА кадра из мультфильма]

Как видим, переведено без ошибок. Речь идёт не о городе, не о городе-государстве, а именно о государстве (country of Agrabah).

По-быстрому изучил варианты переводов. Случаев, когда под "country" подразумевается конкретный населённый пункт (не "деревня (в противоположность городу)"), не встретил.
Получается, что если изначально аффтар указывал на провокационный опрос политиков о "государстве Аграба", показавший невежество респондентов (схожее было в те годы с "российской агрессией в отношении Лимпопо"), то далее аффтар или забыл указать реальное положение дел (государства Аграба не существует вообще, Аграбой в мультфильме был только город), или же, наш эксперт сам немножко ошибся :о)

Было бы интересно ему об этом сообщить напрямую. Благо, есть наводка на его уч0тную запись в Twiter и на Facebook.


Продолжаем.

ЦИТАТА:
ВОССТАНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Я не хочу заканчивать эту книгу на такой пессимистичной ноте, но не уверен, есть ли у меня выбор. Большинство причин невежества могут быть устранены, если люди хотят учиться. Однако ничто не способо преодолеть губительного сочетания чванства, нарциссизма и цинизма, которое американцы сегодня носят, как воинские доспехи, защищаясь от экспертов и профессионалов.

Во-во! Старая проблема – отсутствие желания разбираться в проблеме. Или это — отсутствие такой способности?...

И ещё по поводу профанации.
Ранее, в том же году, на гулянке по поводу Дня эксперта, "в курилке застал дискуссию о том, что судьям проще пронять народную речь, чем научную речь эксперта. И вытекающие из этого проблемы профанации научного знания у новых поколений. И ещё о методах и способах, которые можно перепроверить (научных методах). Дискуссию здорового человека вёл однокурсник, бывший начальник ЭКЦ, пара старых компьютерщиков и несколько молодых зевак."

Несмотря на специфический западенский стиль, книга хороша указаниями на проблемы экспертного сообщества с разъяснением некоторых их причин.
Дочитал книгу в конце сентября 2020 года. Закупил второй экземпляр и на прощальной встрече, вместе с букинистическим изданием "Века криминалистики" преподнёс начальнику для ознакомления. Хотя подумалось, что дарить книгу со словом "Смерть" в названии, выглядит несколько недипломатично :о)


Сподобился же на дописывание и оформление заметки о книге -- лишь через год %-)

По итогам сурового 2020 года, эта книга попала в номинацию "Литература года".

Стало быть, книгу рекомендую к прочтению, в первую очередь, экспертам-криминалистам, юристам, педагогам и другим представителям экспертного сообщества.
Tags: police, библиотека, нравственность, учёба и преподавание
Subscribe

  • В пятницу

    1) Утром вакцинировался Спутником Лайт. Ощущения похожие на лёгкую степень опьянения. Добавились/усилились шумы в голове и стал тормозить ещё…

  • МПП, часы, баллы, проценты и вакцинация

    1) Сегодня утром сдал годовой тест по морально-психологической подготовке, который висел долгом с июля. При подготовке к тестам встречались…

  • Среда

    1) Состоялся госэкзамен у без пяти минут экспертов-трасологов. Акта педагогического терроризма, как это случилось на экзамене по баллистике летом,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • В пятницу

    1) Утром вакцинировался Спутником Лайт. Ощущения похожие на лёгкую степень опьянения. Добавились/усилились шумы в голове и стал тормозить ещё…

  • МПП, часы, баллы, проценты и вакцинация

    1) Сегодня утром сдал годовой тест по морально-психологической подготовке, который висел долгом с июля. При подготовке к тестам встречались…

  • Среда

    1) Состоялся госэкзамен у без пяти минут экспертов-трасологов. Акта педагогического терроризма, как это случилось на экзамене по баллистике летом,…