ШАМАНЫ-ВОИНЫ
Несколько иначе от массовой практики находилась подготовка шаманов-воинов. Ряд исторических преданий содержит вполне конкретные описания системы их выучки, в которой общую воинскую подготовку дополняли элементы шаманской практики и воинской магии.
Как и в мирное время, так и на войне шаман всегда находился рядом с военным вождём, а в некоторых случаях сам играл роль такого вождя. В круг обязаннсотей шамана входили такие действия, как посылание бедствий и несчастий на врагов племени, охрана соплеменников от магии шаманов вражеских племен, предсказание исхода сражений, изготовление защитных амулетов и многое другое. Перед набегами и в период войны шаманы устаривали специальные воинские камлания, заговаривали оружие.
О тесной связи воинской практики с шаманизмом свидетельствует тот факт, что шаманская парка почти идентична военным доспехам, а многие шаманские подвески явялются моделями предметов вооружения воинов. Манипуляции с оружием во время шаманского танца идетичны боевым приемам.
У саамов, согласно их сказаниям, каждый предводитель племени обязательно должен быть шаманом, причём шаманом высшего класса ("летающим шаманом"), а вся его мощь представлялась как совокупность трёх сил: а) приобретенной физическими упражнениями; б) подаренной ему шаманскими духами; в) приобретенной путем колдовства.
Во время набегов шаман иногда принимал активное участие в рукопашных схватках, но чаще он "выяснял отношения" с другим шаманом. Такие поединки имели несколько разновидностей: 1) шаманы состязались в своём шаманском искусстве, проделывая различные чудеса и фокусы; 2) схватка происходила гдето в "потустороннем мире"; 3) шаманы вступали в обычные для воинов поединки с оружие в руках или без него (кулачный бой или борьба).
Нередко шаман на глазах вражеских воинов проделывал различные манипуляции для их устрашения: протыкал себя мечами, ножами и другими предметами; мог выстрелить себе в лоб, а замет выплюнуть пулю изо рта (шаманы "энгэтылет" у чукчей); мог прирастить отрубленный палец, резко изменить погоду и многое другое. Если верить преданиям, то шаманы обладали методами "смертельного касания", массового гипноза и другими способностями, которые не всегда поддаются рациональному объяснению.
С. 245
Глава 4 Народы Сибири и Дальнего Востока России.
Мандзяк А.С. Воинские традиции народов Евразии / Под общей ред. А.Е. Тараса. -Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2002. Серия "Боевые искусства".
Книгу приобрёл стотыщ лет назад.
Книга афигенная. Процитирую свои же слова: "Безумный интерес и восторг вызвали повествования о кулачных боях у русских и вообще у славян. Описания тех боёв как следов древности довольно похожи на каркассы сражений пехоты допороховой эпохи. Мечтая всё это увидеть это истинно в живую, а не в виде реконструкции я узнал ещё одни подробности о процессе боя."
Во время составления этой заметки узнал, что данного автора есть другие книги серии "Боевые искусства", посвящённые воинским традициям воинов ислама и Европы.